Методические материалы - Вопрос-ответ
Правовой обзор в форме "Вопрос -ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК № 23
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №22
Правовой обзор в форме " Вопрос - ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК № 21
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №20
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №19
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №18
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №17
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №16
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №15
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №14
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №13
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №12
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №11
Правовой обзор в форме "Вопрос -ответ" в сфере обращения с ТКО (Специальный выпуск ч.II)
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №10
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" в сфере обращения с ТКО (Специальный выпуск ч.I)
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №9
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №8
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №7
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №6
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №5
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №4
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №3
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №2
Правовой обзор в форме "Вопрос-ответ" органов контроля (надзора) ВЫПУСК №1
ИНФОРМАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?
Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.
По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.
2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?
Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. N 46).
Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.
Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.
3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?
Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же сайтах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.
Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.
4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?
В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходить в течение достаточно длительного периода.
5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?
Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) профессиональные стандарты применяются "в качестве основы для определения требований к квалификации работников". Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких - снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?
ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?
Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.
Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.
8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?
Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.
При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.
9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?
Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ и должностные обязанности работников, при этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.
По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.
10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания.
Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.
Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.
Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?
Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?
Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.
13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?
ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.
Ответ министерства Финансов Саратовской области на вопрос о зачислении административных штрафов
Вопрос – ответ по применению Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закона Саратовской области от 30.09.2014 № 109-ЗСО «О порядке избрания глав муниципальных образований в Саратовской области»
Вопрос:
Необходимо ли при заключении соглашения о передаче исполнения полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом с поселения на район имущество, находящееся в муниципальной собственности поселения передавать это с баланса муниципальной казны поселения на баланс муниципальной казны района?
Ответ:
При передаче исполнения полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения передавать это имущество с баланса муниципальной казны поселения на баланс муниципальной казны района не требуется, в данном случае рекомендуется передавать имущество в безвозмездное пользование.
Вопрос:
Если уже произошла передача с баланса муниципальной казны поселения внутрипоселковых дорог на баланс муниципальной казны района, может ли быть сформирован дорожный фонд в муниципальном районе и правомерно ли поселение будет передавать району межбюджетные трансферты на исполнение районом полномочия поселения по дорожной деятельности на территории поселения, если дорог у поселения на балансе казны нет?
Ответ:
В обозначенной ситуации, основываясь на положениях Бюджетного Кодекса РФ, можно предположить, что создание муниципального дорожного фонда возможно, но при этом необходимо учитывать наличие муниципальных дорог в районе. Если речь идет о передаче межбюджетныхтрансфертов с уровня поселения на уровень района в качестве финансовогообеспечения исполнения переданного полномочия, то это законно, а если же речь офинансировании в отношении имущества, которое не является собственностьюпоселения, то конечно, данные действия будут незаконны, поскольку бремясодержания имущества в соответствии с законодательством несет собственник этогоимущества, кроме того, в данном случае речь идет о финансировании изфонда, имеющего целевое назначение.
Вопрос:
Необходима ли разработка местных нормативов градостроительного проектирования территории муниципального образования, если с 01.01.2015 года в вопросах местного значения сельских поселений отсутствует градостроительная деятельность?
Ответ:
В соответствии с пунктом 2 части статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Данныенормативы должны были приниматься до 1 января 2015 года (нововведение принято 5мая 2014 года). Рекомендуем принять нормативы градостроительного проектирования территории на уровне сельских поселений.
Вопрос:
Может ли представительный орган муниципального образования принять нормативный правовой акт о порядке официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, где будет предусмотрено, что нормативные акты размещаются на официальном сайте муниципального образования в сети интернет, и будет ли считаться такое опубликование "официальным"?
Ответ:
Согласно ч.3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты,затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Целью официального опубликования (обнародования) нормативного акта является обеспечение возможности ознакомления с ним теми, чьи права, свободы и обязанности он затрагивает. Поэтому официальное опубликование должноосуществляться путем размещения в общедоступном месте. В настоящее время не всеграждане имеют доступ к интернету. Размещение официального НПА тольк она сайте будет противоречить Конституции РФ.
Вопрос:
Каким распорядительным актом должна быть оформлена передача имущества из поселения в район, в связи с изменениями в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ?
Ответ:
Передача муниципального имущества осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом положений закона Саратовской области от 26.03.2009 № 22-ЗСО "О некоторых вопросах разграничения имущества между муниципальными образованиями области". Считаем, что в данном случае передачу имущества необходимо осуществлять по акту приема-передачи между поселением и муниципальным районом на основании решений представительных органов.
Вопрос:
Обязательно ли назначать представителя, если аукционист специалист своей администрации?
Ответ:
В соответствии с пунктом 11 Раздела III«Порядок проведения аукциона и оформление его результатов» постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе», протокол об итогах аукциона, подписанный аукционистом и уполномоченным представителем продавца, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества. Из этого следует, что администрации необходимоназначать и аукциониста, и представителя.
Вопрос:
Может ли член (председатель или рядовой) аукционной комиссии быть аукционистом?
Ответ:
В соответствии с п. 5 ст. 90 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», аукционист выбирается из числа членов аукционной комиссии путем открытого голосования членов аукционной комиссии большинством голосов.
Вопрос:
Имеется очередник, участник боевых действий, заявление на получение жилья по договору социального найма подано в 2006 году, имеется очередник многодетная мать-одиночка, заявление подано в 2013 году,имеется ли у кого-то из них преимущество?
Ответ:
Льготы для участников боевых действий установлены Федеральным законом РФ № 5 от 12 января 1995 года «О ветеранах». На основании пункта 1 статьи 3 этого закона к лицам данной категории относятся военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, выполнявшие боевые задачи в условиях вооруженных конфликтов, включая контртеррористические операции, начиная с августа 1999 года. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» участникам боевых действий предоставляются льготы по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 данного Закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Что касается льгот по первоочередному предоставлению жилья многодетным матерям-одиночкам, то по первоочередному предоставлению жилья им льготы не предусмотрены, они встают в очередь на получение жилья в соответствии со ст.ст. 51-54 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, по нашему мнению,преимущество на получение жилья имеется у участника боевых действий,заявление на получение жилья по договору социального найма которого подано в 2006 году.
Вопрос:
Возможно ли произвести обмен муниципального нежилого помещения на нежилое помещение, принадлежавшее другому юридическому лицу?
Ответ:
Порядок отчуждения муниципального имущества регламентируется Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее – закона № 178-ФЗ).Указанный закон не содержит понятия "обмен муниципального имущества",поэтому, считаем, что в данном случае речь идет о возмездном отчуждениимуниципального имущества в собственность юридического лица, которое всоответствии со статьей 1 закона № 178-ФЗ является приватизациеймуниципального имущества. Из действующего законодательства следует, чтообмен муниципального имущества на любое другое имущество, будет противоречитьпринципам приватизации муниципального имущества, закрепленным в статье 2указанного закона № 178-ФЗ, т.к. приватизация муниципального имуществаосновывается на признании равенства покупателей муниципального имуществаи открытости деятельности органов местного самоуправления. Муниципальноеимущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лицисключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи вмуниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставныйкапитал которых вносится муниципальное имущество). Приватизация муниципальногоимущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно впорядке, предусмотренном законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ.
Вопрос:
Положена ли пенсия за выслугу лет муниципальным служащим?
Ответ:
В соответствии со ст. 6 Федерального Закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. В Саратовской области должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утвержденным законом Саратовской области от 02.08.2007 года № 157-ЗСО «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области».
Согласно Положения «О порядке назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальных служащих Лысогорского муниципального района», утвержденного Решением Собрания Лысогорского муниципального района от 03.04.2012 года №14/86, при наличии стажа муниципальной службы 15 лет и более пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещавшим должности муниципальной службы района. Соответственно, должности в органах местного самоуправления Саратовской области до установления Сводного перечня государственных должностей Саратовской области и Реестра государственных должностей государственной службы Саратовской области, утвержденных постановлением Губернатора Саратовской области от 30 января 1997 г. N 99, не являются должностями муниципальной службы, но учитываются при исчислении стажа муниципальной службы, дающего право на пенсию за выслугу лет лицам, замещавших должности муниципальной службы после утверждения Сводного перечня государственных должностей Саратовской области и Реестра государственных должностей государственной службы Саратовской области.
Вопрос:
Правомерно ли определение нормативно-правовым актом поселения должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1.2 – 1.4, 3.1, 8.2, 8.3 Закона Саратовской области от 29.07.2009 № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», а также составление протоколов об административных правонарушениях при нарушении гражданами муниципальных правовых актов, в том числе Правил благоустройства?
Ответ:
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10.1 Закона Саратовской области от 29.07.2009 № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», должностные лица органов местного самоуправления составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1.2 - 1.4,3.1, 4.1 - 4.4, 8.2, 8.3 данного закона.
Закон Саратовской области от 04.05.2009 № 41-ЗСО «Об административных комиссиях и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и обеспечению деятельности административных комиссий, определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» наделяет исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных образований области государственными полномочиями по образованию, обеспечению деятельности административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, которые рассматриваются административными комиссиями в соответствии с Законом Саратовской области от 29 июля 2009 г. N 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области».
Перечень муниципальных образований области, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями определен статьей 2 Закона Саратовской области от 04.05.2009 № 41-ЗСО.
Согласно части 2 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе и по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что определение нормативным правовым актом администрации муниципального образования должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1.2 – 1.4, 3.1, 8.2, 8.3 Закона Саратовской области от 29.07.2009 № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» правомерно только в том случае, если муниципальное образование включено в Перечень муниципальных образований области, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями (статья 2 Закона Саратовской области от 04.05.2009 № 41-ЗСО).
В то же время, на основании статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения. Одним из вопросов местного значения в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 указанного закона является утверждение правил благоустройства территории поселения. Соответственно, органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль за соблюдением Правил благоустройства муниципального образования.
При этом необходимо учитывать, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно части 2.1 статьи 10.1 Закона Саратовской области от 29.07.2009 № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых установлен приложением к данному закону, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении муниципального контроля.
Вопрос:
Обязаны ли органы местного самоуправления обеспечивать жильем медицинских работников учреждений здравоохранения, переданных из муниципальной собственности в областную?
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий , медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона) в сфере охраны здоровья относится создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
На территории Саратовской области принят Закон Саратовской области от 6 июня 2013 года №98-ЗСО «О создании органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Саратовской области условий для оказания медицинской помощи населению».
Указанным Законом области (часть 2 статьи 1) к условиям для оказания медицинской помощи населению, создаваемым органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Саратовской области, отнесены следующие условия:
1) Установление (при наличии возможности) дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи медицинским и фармацевтическим работникам медицинских организаций, расположенных на территориях муниципальных образований области, в том числе в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях, расположенных на территории муниципальных образований области (например, органами местного самоуправления для медицинских и фармацевтических работников могут быть установлены следующие меры социальной поддержки: предоставление единовременных денежных выплат при трудоустройстве («подъемные» выплаты)), периодических денежных выплат, денежной компенсации за найм (аренду) жилья, иные меры);
2) Установление (при наличии возможности) мер социальной поддержки гражданам, проживающим на территориях муниципальных образований области, в виде компенсации транспортных расходов, связанных с их направлением на оказание медицинской помощи в медицинское организации, расположенные в других муниципальных образованиях области;
3) Предоставление в безвозмездное пользование медицинским организациям, расположенным на территории муниципальных образований области, имущества, находящегося в муниципальной собственности, в соответствии с законодательством (реализация указанного условия должна осуществляться с учетом требований Федерального закона от 26 июня 2006 года №135-ФЗ «о защите конкуренции»);
4) Обеспечение транспортной доступности медицинских организаций, расположенных на территории муниципальных образований области, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
5) Организация обеспечения коммунальными услугами медицинских организаций, расположенных на территории муниципальных образований области, в том числе путем создания и развития инженерной и коммунальной инфраструктуры;
6) Создание условий для обеспечения услугами связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Саратовской области от 6 июня 2013 года №98-ЗСО «О создании органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Саратовской области условий для оказания медицинской помощи населению » органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Саратовской области не ограничены в праве создавать иные условия, не предусмотренные данным Законов, для оказания медицинской помощи населению на территориях муниципальных образований области в соответствии с законодательством. В связи с этими положениями, а также по обращению администрации Балаковского муниципального образования о рассмотрении возможности обеспечения медицинских работников служебным жильем из муниципального жилищного фонда , в Саратовской областной Думе в мае 2014 года было проведено рабочее совещание с привлечением специалистов различных ведомств и общественности. В рамках данного совещания была обсуждена возможность принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов, устанавливающих нормы:
о предоставлении в безвозмездное пользование медицинским организациям, расположенным на территории муниципальных образований области, жилых помещений, находящих в муниципальной собственности (при наличии возможности), для последующего предоставления указанных жилых помещений в наем работникам таких медицинских организаций в качестве «служебных жилых помещений»;
об установлении (при наличии возможности) мер социальной поддержки врачам, провизорам, специалистам со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственных учреждений здравоохранения и социального обслуживания области, проживающим и работающим на территории муниципального образования и не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений в муниципальном районе, городском округе, соответствующем их месту работы, в виде компенсации расходов, связанных с наймом (арендой) жилого помещения для постоянного в нем проживания на период осуществления трудовой деятельности.
При этом, члены рабочего совещания, проанализировав все поступившие заключения и доводы участников совещания, пришли к выводу, что реализация органами местного самоуправления вышеизложенных предложений не требует дополнительных изменений в законодательстве области.
Также информируем Вас о наличии судебной практики, которая допускает возможность предоставления служебного жилья вне принципа разделения предметов ведения (Определение Верховного Суда РФ от 16 марта 2011 года №71-Г11-2 «Об оставлении без изменения решения Калининградского областного суда от 28.11.2010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Закона Калининградской области от 3 июля 2007 года №51 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области»). Так, Верховным судом Российской Федерации было указано, что предоставляемые служебные жилые помещения остаются в собственности Калининградской области; также признано правомерным то, что решение о предоставлении служебного жилого помещения специалистам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти принимается в отношении конкретного гражданина правительством Калининградской области, как собственником имущества.
Учитывая аналогию права, полагаем допустимым установление органами местного самоуправления нормативных правовых актов, предусматривающих возможность предоставления служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда работникам областных государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территории муниципального образования.
Указание в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 6 июня 2013 года №98-ЗСО «О создании органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Саратовской области условий для оказания медицинской помощи населению» фразы «(при наличии возможности)» обусловлено необходимостью соблюдения предусмотренного Конституцией Российской Федерации принципа самостоятельности органов местного самоуправления. В то же время фраза «(при наличии возможности)» не предполагает необязательность создания органами местного самоуправления указанных условий.
Учитывая изложенное, министерство здравоохранения области просит принять необходимые меры по реализации положений Закона Саратовской области от 6 июня 2013 года №98-ЗСО «О создании органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Саратовской области условий для оказания медицинской помощи населению».