Объединяя ресурсы, созидаем будущее Саратовской области

Независимая система оценки качества

Реализация проекта "Открытость власти - залог успешного развития территории"

Результаты

социологического исследования на тему:

«Информационная открытость органов местного самоуправления»

 

С 30.09.2013г. по 18.10.2014г. АНКНО «Центр политических исследований и консалтинга» совместно с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Саратовской области» в рамках реализации социально значимого проекта «Открытость власти – залог успешного развития территории» в Саратовской области проводилось социологическое исследование c целью изучения общественного мнения на предмет информационной открытости органов местного самоуправления. Для достижения поставленной цели был избран метод анкетного опроса. Объектом исследования являлось городское и сельское население различных половозрастных групп старше 18 лет в г.Саратове, Балаковском, Балашовском, Энгельсском, Лысогорском и Новобурасском муниципальных районах. При опросе учитывались социально-демографические показатели населения Саратовской области. Выборка исследования составила 500 человек.

1. Оценка уровня информационной открытости органов местного самоуправления.

Согласно результатам проведенного опроса уровень удовлетворенности информационной открытостью органов местного самоуправления составляет 46,4%. При этом абсолютно удовлетворены информационной открытостью 15,8% респондентов, а средний уровень удовлетворенности («информация доступна, но не в полном объеме») продемонстрировали 30,6 % респондентов. Четвертая часть всех опрошенных респондентов (26%) отметила, что «информация недоступна», оценив уровень информационной открытости как низкий. При этом еще одна четвертая часть респондентов уклонилась от оценки данного вида деятельности органов местного самоуправления (27,6%).

 2. Оценка доступности информации о деятельности органов местного самоуправления (оценка динамики за последние несколько лет).

28% респондентов отметили, что уровень доступности информации о деятельности органов местного самоуправления за последние годы повысился. Приблизительно такое же количество респондентов (29,8%) никаких изменений в уровне доступности такой информации не заметили («остался на прежнем уровне»). Около трети опрошенных жителей (33,4%) затруднились с определением своей оценки по данному вопросу.

 3. Уровень удовлетворенности качеством и оперативностью размещения на официальных сайтах органов местного самоуправления информации о деятельности.

Более четверти всех опрошенных респондентов (28,2%) в целом удовлетворены качеством и оперативностью размещения информации на официальных сайтах органов местного самоуправления. Количество недовольных качеством и оперативностью размещения информации на сайтах органов МСУ составило 9,6% от всех опрошенных респондентов.

Почти половина всех опрошенных респондентов (44,8%) либо не знают о существовании таких сайтов, либо не пользуются услугами данных сайтов. Еще 17,4 % респондентов затруднились с определением своей оценки качества и оперативности размещения информации органами МСУ на официальных сайтах.

 4. Удовлетворенность тематическими блоками и наполняемостью сайтов органов местного самоуправления.

Оценивая информационно-тематические блоки, представленные на официальных сайтах органов местного самоуправления, почти половина всех опрошенных (43,4%) ответили, что либо не знают о таких сайтах, либо не пользуются данными сайтами для получения информации.

24% респондентов оценили положительно тематическую структуру сайтов органов МСУ и их информационное наполнение. Только 7,4% респондентов отметили свою неудовлетворенность информационно-тематическим состоянием официальных сайтов органов местного самоуправления. При этом достаточно большая доля респондентов уклонилась от оценки, либо затруднилась с ее определением – 25,2% респондентов.

5. Источники информации о деятельности органов местного самоуправления.

В качестве основных источников информации о деятельности органов местного самоуправления в подавляющее большинство респондентов назвали средства массовой информации (телевидение, радио, газеты) – 70,5%.  Приблизительно одинаковую популярность в качестве источника информации о деятельности органов МСУ имеют у жителей области официальные сайты органов МСУ (10,7%) и информационные стенды в органах МСУ (10,8%). Еще 6,4 % респондентов отметили, что источником информации о деятельности органов МСУ для них являются встречи с депутатами собраний и (или) представителями администрации. 10,2% опрошенных респондентов при ответе на данный вопрос ответили, что «не интересуются деятельностью органов МСУ», а 3,2 % затруднились с определением своей позиции.

Приложение

 

1. «Оцените уровень информационной открытости органов местного самоуправления Вашего муниципального района (города)?»

 

Вариант ответа

Процент, %

1

высокий уровень (информация доступна в полной мере)

15,8

2

средний уровень (информация доступна, но не в полном объеме);

30,6

3

низкий уровень (информация недоступна)

26

4

затрудняюсь ответить

27,6


 

2. «Как на Ваш взгляд за последний год изменился уровень доступности информации о деятельности органов местного самоуправления Вашего муниципального района (города)?»

 

Вариант ответа

Процент, %

1

существенно повысился

11,2

2

повысился, но не значительно

16,8

3

остался на прежнем уровне

29,8

4

снизился

8,8

5

затрудняюсь ответить

33,4


3. «Удовлетворены ли Вы качеством и оперативностью размещения на официальных сайтах органов местного самоуправления Вашего муниципального района (города) информации об их деятельности?»

 

Вариант ответа

Процент, %

1

удовлетворен (-а) в полной мере

11,6

2

удовлетворен (-а), но не полностью

16,6

3

не удовлетворен (-а)

9,6

4

не знаю о существовании таких сайтов /

не пользуюсь такими сайтами

44,8

5

затрудняюсь ответить

17,4


 

 

 

 

 

 

 

4. «Устраивают ли Вас блоки информации, размещаемые на официальных сайтах органов местного самоуправления Вашего муниципального района (города)?»

 

Вариант ответа

Процент, %

1

устраивает в полной мере

8,2

2

устраивает, но не в полной мере

15,8

3

не устраивает

7,4

4

не знаю о существовании таких сайтов /

не пользуюсь такими сайтами

43,4

5

затрудняюсь ответить

25,2


 

5. «Из каких источников Вы получаете информацию о деятельности органов местного самоуправления Вашего муниципального района (города)?» (Количество процентов превышает 100, так как респондент мог указать несколько вариантов ответа)

 

Вариант ответа

Процент, %

1

официальные сайты органов МСУ

10,7

2

средства массовой информации (газеты, телевидение, радио и др.)

70,5

3

информационные стенды в органах МСУ

10,8

4

встречи с депутатами и (или) представителями администрации района

6,4

5

другое (от знакомых, коллег и др.)

3

6

не интересуюсь деятельностью органов МСУ

10,2

7

затрудняюсь ответить

3,2


 «Открытость власти - залог успешного развития территории» - социально значимый проект, реализуемый Ассоциацией в 2014 году

Эффективность государственного и муниципального управления определяется множеством различных факторов, но одним из определяющих является транспарентность власти, качество социальной связи общества и государства. Открытость власти, активное информационное взаимодействие между гражданским обществом и государственной властью, между всеми ветвями и структурами центральной и местной власти является, важнейшим условием устойчивого развития государства, сохранения его единства и целостности, что подтверждает слова Президента РФ «…крайне важно, чтобы активную позицию занимало наше гражданское общество,….именно от гражданского общества мы ждём действенной помощи в совершенствовании системы госуправления….» (Путин В.В. из вступительного слова на заседании Совета Безопасности 22 июля 2014г.).

В настоящее время уже очевидно, что наибольший экономический и социальный успех сопутствует именно тем регионам и муниципалитетам, которые выстраивают взаимоотношения с обществом по принципу информационной открытости, обеспечения соучастия граждан в решении важных социально-экономических и общественно-политических вопросов, высокого уровня доступности населения к правовой информации.

Социально-значимый проект «Открытость власти - залог успешного развития территории» является продолжением областного проекта «Саратовская область – открытый регион», реализованного Ассоциацией «Совет муниципальных образований Саратовской области» в 2013 году. Проект «Открытость власти - залог успешного развития территории» является специфическим просветительским проектом, разработанным в целях правового просвещения, информирования населения, общественности и представителей бизнеса, а также в целях оказания содействия органам местного самоуправления по внедрению на территории области принципов, механизмов и инструментов открытого управления. Поддержку ему оказали министерство по делам территориальных образований Саратовской области, Министерство информации и печати Саратовской области, Ассоциация самоуправляемых территорий г. Саратова, Общественный совет Петровского муниципального района, администрации Балаковского, Екатериновского, Советского, Саратовского, Татищевского муниципальных районов.

В рамках реализации проекта запланировано проведение зональных семинаров (не менее 8), круглых столов по реализации законодательства в сфере открытого управления. Кроме того, будет организован мониторинг 5 сайтов органов местного самоуправления Саратовской области с целью выявления недоработок в раскрытии информации о деятельности органов МСУ, а также для формулирования рекомендаций по совершенствованию сайтов и соответствующей их оптимизации. Проект предполагает и участие в мероприятиях, проводимых органами власти с Общественными советами муниципальных образований. Указанные меры позволят повысить прозрачность управленческих процессов, настроить инструменты гражданского участия в разработке, контроле и оценке деятельности органов местного самоуправления, создать механизмы, способствующие активизации сотрудничества между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и организациями гражданского общества и бизнеса – с другой.

Проект «Открытость власти - залог успешного развития территории» отражает необходимость социального партнерства некоммерческой организации и органов власти.

24 октября 2014 года в г. Петровске было проведено открытое заседание общественного совета Петровского муниципального района в рамках переговорной площадки «Власть и общество» Гражданского Форума Саратовской области.

Мероприятие было проведено Ассоциацией «Совет муниципальных образований Саратовской области» в рамках реализации социально-значимого проекта «Открытость власти – залог успешного развития территории».

Модератором переговорной площадки выступил Шолдышев В.М. - эксперт Ассоциации, преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Поволжского института управления имени П.А. Столыпина.

В мероприятии приняли участие: Председатель общественного совета Биссарова Г.Н., члены Общественного совета Петровского района, представители органов местного самоуправления. Биссарова Г.Н доложила о деятельности Общественного совета, рассказала об эффективных формах взаимодействия власти и общества. Участники переговорной площадки поддержали стратегическую линию Президента Российской Федерации В.В. Путина на всестороннюю системную модернизацию общества и государства в условиях введения западных санкций. Обсудив вопросы повестки дня переговорной площадки и отмечая необходимость выработки инновационных подходов и механизмов развития социального партнерства на основе внедрения новаций в сферу взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти, участниками переговорной

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ И НАПОЛНЯЕМОСТИ ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.


Мнение эксперта: «Открытое муниципальное управление: эффективные формы взаимодействия власти и общества»

Шолдышев В.М. – преподаватель Поволжского института управления имени П.А. Столыпина, эксперт Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области»

В условиях введения западных санкций в отношении Российской Федерации значительно возрастает актуальность повышения эффективности государственного и муниципального управления, что в свою очередь является одной из главных целей повышения конкурентоспособности экономики Саратовской области и России в целом. Модернизация государственного и муниципального управления невозможна без конструктивного диалога власти и общества, без общественной дискуссии, без использования современных форм взаимодействия публичных институтов с населением. В этой связи особую актуальность приобрел социально-значимый проект Ассоциации «Открытость власти - залог успешного развития территории», который направлен на решение социальных проблем, связанных с внедрением и развитием открытого управления на территории области, ориентирован на повышение доверия к органам местного самоуправления, на содействие повышению информированности жителей муниципальных образований области по вопросам взаимодействия с публичными органами, на поиск эффективных форм взаимодействия власти и общества.

Не вызывает сомнения тот факт, что федеральный центр за последние годы далеко продвинулся в поисках эффективных форм взаимодействия власти и общества, которые могут и должны использоваться органами местного самоуправления. Это и «перезапуск» общественных советов, и внедрение так называемого «открытого правительства» или открытого управления, использование технологии краудсорсинга и запуск портала «Российской общественной инициативы», принятие федерального закона об основах общественного контроля в Российской Федерации, партисипативное бюджетирование и бюджет для граждан.

В Саратовской области в каждом муниципальном районе созданы и работают общественные советы (палаты). Целью деятельности Общественных советов (палат) является осуществление общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, включая рассмотрение проектов разрабатываемых общественно-значимых нормативных правовых актов, участие в мониторинге качества оказания муниципальных услуг, реализации контрольно-надзорных функций, хода проведения антикоррупционной и кадровой работы, оценке эффективности муниципальных закупок, а также иных вопросов, предусмотренных действующим законодательством.

С открытым управлением связаны такие инструментальные новации как: портал «Российской общественной инициативы», бюджет для граждан, открытые данные.

Портал «Российская общественная инициатива» – это интернет-ресурс для размещения общественных инициатив граждан Российской Федерации. Портал создан для развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства. Интернет-ресурс позволяет: подать свою инициативу; ознакомиться с размещенными петициями; проголосовать “за” или “против”; получить информацию о ходе и результатах реализации общественной инициативы. Для того, чтобы та или иная инициатива была рассмотрена органами власти, она должна на федеральном уровне и в субъектах России численностью населения более 2 млн. набрать не менее 100 000 (ста тысяч) голосов в поддержку инициативы; на региональном и муниципальном – не менее 5% от численности зарегистрированного населения.

Другой новацией является бюджет для граждан. Бюджет для граждан – это упрощенная версия бюджетного документа, которая использует неформальный язык и доступные форматы, чтобы облегчить гражданам понимание бюджета, объяснить им планы и действия органов власти. Открытость бюджетов – первый шаг к росту бюджетной грамотности населения. Стоит отметить, что необходимо не только раскрывать информацию о бюджете, но и нужно научить граждан ей пользоваться, а также вовлекать население в бюджетный процесс.

Привлечение населения в процесс разработки бюджета получило название «партисипативное бюджетирование». Как показывает опыт отдельных муниципалитетов Российской Федерации, реализация проектов партисипативного бюджетирования не только улучшает качество жизни местных сообществ, но и способствует повышению доверия к власти, стимулирует самоорганизацию граждан, формирует у лидеров инициативных групп населения навыки и компетенции, необходимые для представления общественных интересов.

Нельзя не сказать об общественном контроле. 21 июля текущего года был принят Федеральный закон N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", который устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.

1. Целями общественного контроля являются:

1) обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина;

2) обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений при принятии решений органами власти;

3) общественная оценка деятельности органов власти.

Обращаю внимание, что в целях разъяснения основных принципов общественного контроля Прокуратура Саратовской области предоставила Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области» для ознакомления брошюру с разъяснениями Федеральныхзаконов Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественногоконтроля в Российской Федерации». № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимойоценки качества оказания услуг организациями в сфере культур, социальногообслуживания, охраны здоровья и образования».

Таким образом, в настоящее время появляются различные формы взаимодействия органов местного самоуправления с населением, институтами гражданского общества. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления области должно осуществляться за счет использования инновационных инструментов и технологий управления, во взаимодействии с населением.