Объединяя ресурсы, созидаем будущее Саратовской области

Независимая система оценки качества

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ ОБЗОР Общероссийского Конгресса муниципальных образований

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ ОБЗОР Общероссийского Конгресса муниципальных образований 13.10.2021

Законодательство субъектов Российской Федерации об установлении единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов (сборов), неналоговых доходов в местные бюджеты

Одной из наиболее актуальных проблем развития местного самоуправления является обеспеченность местных бюджетов, напрямую влияющая на реализацию принимаемых органами местного самоуправления решений. Для повышения бюджетной обеспеченности местных бюджетов в отечественной финансово бюджетной системе принимаются различные решения, наиболее востребованными из которых является установление для муниципальных образований единых нормативов отчислений от сумм, подлежащих зачислению в региональные бюджеты от федеральных и региональных налогов (сборов).

Единый норматив отчислений зависит только от вида муниципального образования и не устанавливает дополнительных требований к нему. Исходя из этого, муниципальные образования могут получать определенное обоснование и управленческую уверенность для планирования своих доходов.

В этой связи важно оперировать стабильным правовым регулированием, принимаемым не в рамках законов о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной и плановые года, а специальным законодательством, устанавливающим правила бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

В настоящий обзор вошли специальные законы субъектов Российской Федерации об установлении единых нормативах отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов и неналоговых доходов в местные бюджеты, а также законы о межбюджетных отношениях и бюджетном процессе.

В обзоре рассмотрены следующие налоги и сборы:

- налог на доходы физических лиц (в том числе по повышенной ставке и в форме авансового платежа по патентной системе);

- налог на прибыль организаций;- налог на имущество организаций;

- транспортный налог;

- налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

- налог на добычу прочих полезных ископаемых;

- налог на игорный бизнес;

- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

- плата от отдельных акцизов от подакцизных товаров(за исключением акцизов на нефтепродукты);

- плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Источниковой базой данного обзора выступили законы субъектов Российской Федерации, размещенные в справочно-правовой системе «Гарант» по состоянию на 12 октября 2021 г.

Основные сведения сведены в прилагаемой электронной таблице и могут быть полезны при анализе складывающейся региональной бюджетной политики и подготовке управленческих решений.

Настоящий тематический правовой обзор сведен в табличную форму и не разделен на главы, в связи с чем необходимо привести некоторые предварительные утверждения.

1. Специальные законы, регулирующие сугубо вопросы установления единых нормативов отчислений, приняли35 субъектов Российской Федерации. При этом такой подход важен с позиции четкого и стабильного регулирования единых нормативов отчислений, что обеспечивается особым предметом таких законов.

2. Муниципальные округа как условно новый вид муниципальных образований уже получили широкое внедрение в межбюджетные отношения в части установления единых нормативов отчислений. Показательно, что в отношении налога на доходы физических лиц (без учета НДФЛ с повышенной ставкой) единые нормативы отчислений установлены в законах20 субъектов Российской Федерации. Таким образом, единые нормативы отчислений рассматриваются региональными законодателями как значимый инструмент развития территорий.

3. Юридическая техника изученных законов различается не только по их специализации, но и в рамках написания соответствующих статей. Региональные законотворцы используют два подхода в разделении законов на статьи и в изложении соответствующих норм – разделение их по видам муниципальных образований или же по налогам и сборам. 

Более того, нередко в законах о межбюджетных отношениях и бюджетном процессе отдельная статья (или статьи) о единых нормативах отчислений могут не выделяться.

Предлагаем читателям ознакомиться с прилагаемой таблицей (ссылка на таблицу здесь).

Просим направлять свои предложения по дальнейшим тематикам обзоров по электронной почте  okmo.rf@mail.ru .


Возврат к списку