Постановлением Правительства РФ введены существенные особенности осуществления муниципального контроля
Вступило в силу постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об
особенностях организации и осуществления государственного контроля
(надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление).
Можно
сказать, что введены беспрецедентные меры ограничений при осуществлении
государственного и муниципального контроля в стране, призванные
ослабить административное давление на бизнес и способствовать
экономической активности.
Как данный акт повлияет на осуществление муниципального контроля.
1.
Срок действия. Особенности при проведении плановых и внеплановых
контрольно-надзорных мероприятий (далее - КНМ) вводятся на 2022 год.
2.
В отношении плановых КНМ. Вводится фактический запрет на их проведение.
Исключения установлены для некоторых видов государственного контроля
(надзора). Исключений для органов местного самоуправления нет.
3. В отношении внеплановых КНМ. Проводятся только в исключительных
случаях. Такие исключения разделены на три группы: по согласованию с
прокуратурой, без согласования, с уведомлением прокуратуры.
Для органов местного самоуправления применимы следующие основания для внеплановых КНМ:
а) при условии согласования с органами прокуратуры:
-
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда
здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда
здоровью граждан;
- при непосредственной угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по
фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или)
техногенного характера;
- при выявлении индикаторов риска
нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно
высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II
класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или
индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда
жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности
государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций
природного и (или) техногенного характера;
- в случае
необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с
истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на
устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда
жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности
государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или)
техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится
исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на
основании документов, иной имеющейся в распоряжении
контрольно-надзорного органа информации.
б) без согласования с органами прокуратуры:
- по поручению Президента Российской Федерации;
- по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;
-
по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской
Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и
согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской
Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
-
по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов,
соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы
прокуратуры материалам и обращениям.
в) с извещением органов прокуратуры - для муниципальных видов контроля не установлено.
Если
основанием для проведения внепланового КНМ для установленных
постановлением объектов являются факты причинения вреда жизни и тяжкого
вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства,
возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного
характера, контрольный орган вправе приступить к проведению внепланового
КНМ незамедлительно с извещением в установленном порядке органов
прокуратуры.
Что необходимо сделать сейчас?
В течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу постановления:
-
в отношении КНМ, дата начала которых наступает после вступления в силу
постановления и проведение которых не допускается, контрольно-надзорных
органов принимает единое решение об их отмене.
В срок не более 10 дней со дня вступления в силу постановления:
- сведения о завершении таких КНМ по причине их отмены вносятся КНО в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Издание дополнительных приказов, решений контрольно-надзорных органов не требуется.
4. В отношении КНМ, которые начаты, но не завершены:
Их
осуществление не допускается до момента осуществления действий,
предусмотренных выше (пунктом 7 постановления (за исключением КНМ,
проведение которых возможно по основаниям, предусмотренным
постановлением).
Что необходимо сделать?
Завершить в
течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу постановления КНМ,
проведение которых не допускается в соответствии с постановлением и не
завершенные на день вступления в силу постановления. В этот срок
необходимо составить акт КНМ с внесением в Единый реестр контрольных
(надзорных) мероприятий соответствующих сведений.
В этом случае
установлено одно исключение: в случае, если в ходе КНМ были выявлены
факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни
и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и
безопасности государства, контролируемому лицу выдается предписание об
устранении выявленных нарушений.
5. Выдача предписаний по итогам
проведения КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.
Вызывает вопросы техническое помещение данной нормы в п. 7
Постановления, а не отдельным пунктом. Но формулировка нормы указывает
на то, что она применима ко всем случаям проведения контроля.
6. В отношении уже выданных предписаний до вступления в силу постановления:
-
срок их исполнения продлевается автоматически на 90 календарных дней со
дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления)
контролируемого лица.
- контролируемое лицо вправе направить
ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения
предписания в контрольно-надзорный орган не позднее предпоследнего дня
срока, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его
регистрации.
Остается открытым вопрос на какой срок
контрольно-надзорных органов может дополнительно продлить срок
исполнения такого предписания? Должен ли контрольно-надзорный орган
руководствоваться нормой статьи 93 ФЗ 248?
7. Постановление не
выделяет особенности в отношении разных категорий контролируемых лиц –
организаций, ИП, физических лиц и одинаково распространяется на всех.
Источник: https://www.varmsu.ru/novosti/postanovleniem-pravitel..