Объединяя ресурсы, созидаем будущее Саратовской области

Независимая система оценки качества

Президиум ОКМО утвердил концепцию доклада «О состоянии местного самоуправления в РФ»

Президиум ОКМО утвердил концепцию доклада «О состоянии местного самоуправления в РФ» 28.06.2019 Члены президиума ОКМО утвердили концепцию доклада Конгресса «О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации». Заседание Президиума Конгресса под председательством президента ОКМО Виктора Кидяева состоялось 27 июня в Государственной Думе РФ.
Основным вопросом повестки стало утверждение концепции доклада Конгресса. Как отметил Виктор Кидяев, «доклад – это основной инструмент представления интересов местного самоуправления на федеральном уровне». «Сегодня Минюст, Минэкономразвития и Минфин и другие федеральные министерства пользуются нашими профессиональными предложениями, и поэтому нам нужно ежегодно повышать качество этого документа. Нельзя забывать и о том, что своим докладом мы можем и должны «прошивать» всю систему управления: федеральный, региональный и муниципальный уровни, законодательство и правоприменение, советы муниципальных образований в регионах и полпредства в федеральных округах», – подчеркнул президент ОКМО.
Второй важный блок вопросов повестки Президиума был посвящен повышению эффективности деятельности Научно-экспертного совета ОКМО. Внесены изменения в Положение о Научно-экспертном совете. Произведена ротация членов совета. В частности, в него вошли молодые эксперты Алексей Павлов (аппарат Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления) и Ирина Кабанова (РАНХиГС), а также исполнительные директора советов муниципальных образований Республики Коми (Юрий Болобонов), Томской области (Наталья Лиманская) и Красноярского края (Александр Коновальцев). Кроме того, президиум утвердил Положение об общественной аккредитации образовательных программ.
Концепцию доклада представила исполнительный директор ОКМО Марина Фанакина. Отмечено, что в докладе 2019 года, как и в прошлых годах, будут использоваться три вида источников: федеральные (Минюст РФ, Минфин РФ, Росстат), региональные (доклады о состоянии местного самоуправления советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации) и собственные (материалы проекта по инвентаризации полномочий органов местного самоуправления и итоги съезда ОКМО от 7–8 февраля 2019 года).
Отличительной особенностью доклада–2019 станет межотраслевой подход: выявление основных трендов, которые проявляются во всех или многих секторах местного самоуправления. Задачами доклада определены:
- выявление основных трендов развития местного самоуправления в Российской Федерации;
- определение эффектов и перспектив выявленных трендов для муниципальных образований по направлениям: территориальная организация местного самоуправления, финансовое и экономическое состояние муниципальных образований, компетенции органов местного самоуправления, взаимодействие с контрольно-надзорными органами, общественная инициатива;
- разработка предложений по усилению позитивных трендов и ослаблению негативных трендов.
На суд собравшихся были вынесен перечень трендов местного самоуправления, которые, по мнению ОКМО, в наибольшей степени влияют на социально-экономическое положение муниципалитетов России:
1. Усиление регионализации местного самоуправления в Российской Федерации:
    Субъекты РФ широко используют возможности 131-ФЗ для создания региональных систем местного самоуправления.
    Общие тенденции по реализации территориальных основ местного самоуправления можно выявить только для многонациональных республик Северо-Кавказского и Приволжского федеральных округов.
    В основном применяются субъективные критерии без предварительного прогнозирования эффектов и последствий.
2. Рост неустойчивости системы полномочий местного самоуправления:
    Делегирование, перераспределение и передача полномочий.
    Отсутствие единых методик расчета расходов и регламентов.
    Реализация нацпроектов влияет на решения о полномочиях.
3. Развитие муниципальных образований все больше ориентировано на государственные программы и проекты:
    Госпрограммы являются важным подспорьем для развития инфраструктуры муниципальных образований.
    Во многих регионах стратегии муниципальных образований следуют за финансированием, а не наоборот.
    Риск – показатели нацпроектов определены для регионов в целом, а не для каждого муниципального образования.
4. Развитие агломераций и стихийной урбанизации:
    Стихийная урбанизация развивается вокруг столицы каждого субъекта Российской Федерации и каждого крупного города.
    Отсутствуют особые правовые условия для деятельности органов управления агломерацией, взаимодействия между муниципальными образованиями в зоне агломерации, а также жизнеобеспечения в сельских муниципальных образованиях за пределами агломераций.
5. Развитие общественной инициативы:
    Наблюдается рост всех форм проявления и реализации общественной инициативы, в т.ч. общественного контроля.
     Факультативное применение инициативного бюджетирования.
     Развитие представительских и политических форм общественной инициативы опережает развитие хозяйственных форм.
6. Презумпция виновности органов местного самоуправления:
    Формализм в деятельности контрольно-надзорных органов и судов по принципу «должен – делай». Трансляция этой позиции в СМИ и общественное мнение.
     Чрезмерно малые сроки на исполнение предписаний и выполнение судебных решений.
     Установленные в КоАП РФ суммы штрафов зачастую превышают 50% зарплаты глав сельских и городских поселений и руководителей муниципальных учреждений и предприятий.
7. Сотрудничество органов местного самоуправления с прокуратурой:
    Развивается практика заключения соглашений между советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации и региональными прокуратурами, между органами местного самоуправления и прокурорами.
     Прокуроры вовлекаются в экспертизу проектов муниципальных НПА и разработку модельных муниципальных НПА.
     Прокуратура начала выступать в защиту интересов муниципальных образований.

Предложенная концепция вызвала оживленную дискуссию членов Президиума. Своим мнением поделились председатель Палаты ОКМО внутригородских муниципальных образований, председатель СМО Санкт-Петербурга Всеволод Беликов, управляющий делами СМО Тюменской области Егор Быстров, председатель Палаты ОКМО муниципальных районов, президент Ассоциации малых и средних городов России Валерий Гаврилов, председатель СМО Саратовской области Людмила Жуковская. В обсуждении активно участвовали председатели комитетов ОКМО, депутаты Госдумы РФ Виктор Водолацкий, Дмитрий Вяткин, Михаил Гулевский, Виктор Зубарев, Александр Ищенко, Надежда Максимова, Алексей Поляков, Игорь Сапко и Михаил Чернышев. Также выступил руководитель аппарата Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Бабичев.

По итогам обсуждения, в частности, было решено поддержать в докладе Конгресса–2019 предложения новой концепции КоАП РФ об отмене административной ответственности для должностных и юридических лиц местного самоуправления и запрете института досудебного соглашения при рассмотрении правонарушений, допущенных органами и должностными лицами местного самоуправления. Учитывая актуальность темы, предложено проработать выводы доклада не только с заинтересованными федеральными министерствами, но и с Генеральной Прокуратурой РФ и Верховным Судом РФ. Рекомендовано учесть возможности комплексного развития сельских территорий в рамках новой госпрограммы, реализация которой позволит снизить риски депопуляции сельских муниципалитетов. Также участники сошлись во мнении, что параллельно с общим докладом целесообразно готовить обзоры состояния местного самоуправления и предложения по его развитию по федеральным округам и адресовать их полномочным представителям Президента России.

Возврат к списку